Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз

Русранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин 6.11.2020 22:16 | Общество 156

Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое?

Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть кажется, что митинг, уличная активность это и есть форма проявления оппозиции.

Но это же только инструмент! А задача оппозиции — взять власть. А цель — преобразовать страну. Но разве власть берется на митингах? Митинг — инструмент, который консолидирует общество, может консолидировать даже всё общество страны, как например, в Венесуэле или в Армении, или как в Советском Союзе в 1991 г., или как во Франции в 1966 году, когда шли массовые митинги, которые потрясали власть. Переход уличной активности в революционную фазу конечно приводит к смене власти, но есть сценарная развилка, причем очень рискованная и решительная. Либо это мирный и законный переход — формула, которую мы стране предлагаем, либо это революция в упрощенном классическом понимании, то есть баррикады, стрельба, погром, разрушение нормативного пространства в стране, растаптывание действующего законодательства и «разрушение до основания, а затем…». Развилка нешуточная.

Поэтому вопрос об инструментах, формах деятельности настоящей оппозиции, реально желающей обрести полноту власти в стране и затем менять дела в Отечестве, очень серьезен. В нашей стране манипулятивный политический правящий режим эксплуатирует серьёзные интеллектуальные силы профессионалов для тонкой манипуляции массой, в том числе, создавая искусственную, имитационную, фальшивую, поддельную оппозицию, этакие медные тазики, в которые собирают недовольство, народную протестацию, а затем попросту сливают ее в никуда.

Кому-то кажется, что все просто: нужно выйти на улицу, покричать кричалки или пробиться на ютубовские или телевизионные каналы и там заявить правду-матку. Именно это простаки называют «делом».

Но это всё инструменты и далеко не самые эффективные и результативные. Ещё раз: в чем результат, в чем победа политической оппозиции? По большому счету — в завоевании всей полноты власти, по мелочи — добиться каких-то уступок от действующей власти или нескольких мест в парламенте. Мы люди решительные, ставящие масштабные задачи и понимающие, что страна движется к краху руками и волей правящего режима Путина и путинизма, поэтому естественно и неизбежно ставим задачу большую: законное обретение всей полноты власти и полное преобразование страны.

Но тогда возникают следующие вопросы: а что именно вы будете делать со всей полнотой власти? Вы готовы? Вы достаточно квалифицированы? У вас есть соответствующий опыт управления страной? Или вы как на Украине из КВН в кресло Президента? Вы представляете проблемную повестку? Вы знаете причины, которые привели к не устраивающим вас результатам, и за которые отвечает нынешний режим? Вы владеете методологиями превращения проблемной повестки в управленческие задачи, методологиями решения этих задач, превращения решений в управленческую практику с расположением ваших управленческих замыслов во времени?

Второй блок вопросов: как вы собираетесь страну преобразовать? Это ведь обиталище почти 150 миллионов людей с их судьбами, жизнями; вы представляете как вы эту страну собираетесь перестроить?

Для этого у вас должен быть облик, конечная картина, для этого должен быть чертеж. Есть ли у вас представление об устройстве страны? Чем оно задаётся, каким бывает, каким должно стать, чтобы данные вами обещания и взятые перед народом и страной обязательства были реализованы? Этим большой второй блок вопросов конечно не исчерпан.

Нужно всерьёз отвечать на оба блока вопросов: имеете ли вы представление о:

1. Государственном управлении, государственном строительстве и развитии общественных отношений.

И имеете ли вы представление о:

2. Созидании нового облика страны?

Желание дать честные ответы на эти вопросы приводит к выводу, что настоящая оппозиция, реально ставящая задачу преобразования страны, не может не быть профессиональной, не может не иметь в руках Политической программы.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Политическая программа — это сквозная тема нашего Университета оппозиции. В последнее время, особенно в политической риторике нашей страны, словосочетание политическая программа звучит и воспринимается, прежде всего, как предвыборная программа. Можно вспомнить четырехстраничную предвыборную программу Зюганова и КПРФ «10 шагов к достойной жизни», которыми ограничилась эта крупнейшая партия, с миллиардами бюджетных народных денег на свое благоденствие. То есть, из всего объема двух блоков вопросов, которые я только что оконтурил, им показалось достаточным всего 10 пунктиков для того, чтобы выйти к народу и стране, в ядерной стране выйти к миру с якобы претензией на победу на президентских и парламентских выборах. Всего 10 пунктиков. Это серьезно? Это свидетельство того, что зюгановщина всерьез стремится получить полноту власти и ответить по обязательствам перед страной и народом? Конечно, нет. А где здесь их обязательства? Мы далее ещё эти «шаги» проанализируем.

Можно было бы с юмором сказать, что двадцать шагов грудининских на президентских выборах это уже 100% прогресс, прирост с 10 до 20 шагов. Правда это всё та же КПРФ, но не только, там ещё НПСР, Болдырев со своим объединяйством, ещё и Администрация Президента со своими планами. Но вопрос заключается в том способны ли двадцать шагов описать: ценности, цели, проблемы, задачи, решения, пути реализации этих решений и продемонстрировать стране, что они всерьез, профессионально, квалифицированно и реально нацелены на преобразование страны? Ответ, конечно же, понятен. Нет, это какие-то игры, которые, как мы видим, плохо кончаются.

Мы рассмотрим программы и других партий, прежде всего «Единой России», якобы правящей партии, длительное время вообще никакой программы не имевшей. Сегодня ее программа написана на том же уровне, на котором пишут программы путинская президентура и его правительство. Будем анализировать программы ЛДПР, Справедливой России. Появляются и некие подобия политических программ у новых подставных, фальшивых движений, которые режим пытается формировать, чтобы управлять процессом в пространстве оппозиции — мы эти документы тоже будем анализировать.

Разговор этот длительный, это действительно университет, он потребует как во всех университетах и в аспирантурах напряжения ума, мотивации овладеть знаниями, решения получить квалификацию, использовать знания для того, чтобы формировать, выступать и быть ядром настоящей политической оппозиции в нашей стране, по — честному нацеленной на полноту власти и преобразование страны.

Поэтому должен предупредить, что то, что мы начинаем это не развлечение, а серьезный труд. А как иначе? Я понимаю, что кто-то не задержится, трудно прогнозировать сколько будет участников наших слушаний, сколько будет просматривать записи наших слушаний, но совершенно понятно, что это точно будут многие тысячи.

Если в нашей стране будут тысячи убежденных, профессионально подготовленных, политически порядочных, не корыстных, не фальшивых оппозиционеров, то все будет всерьёз. Таковы наши намерения: сделать вопросы политической оппозиции в нашей стране серьезными.

Подобные нынешнему курсы мы уже проводили — это были Конституционные оппозиционные чтения из 25 занятий. Они уже превращены в учебный, методический, инструктивный материал, необходимый для понимания конечных целей нашего движения. Мы провели 19 занятий партшколы, которые в итоге превратились в Партминимум Партии нового типа2 — тоже учебный курс для оппозиции. Содержание этого курса таково.

1. Замысел партшколы. Программа, основные вызовы и методология занятий

2. Партия и государство

3. Человек истинный. Нравственность. Добро и зло

4. Успешность страны

5. Идеология

6. Ценности, цели и управление

7. Что такое государство? Из прошлого в будущее

8. Государственное управление

9. Макробаланс страны

10. Справедливость и социальная справедливость

11. Социал-дарвинизм, социализированность и государственное устроение

12. В чем была ошибка СССР, в чем неправ Карл Маркс?

13. Путинизм

14. Как меняется власть и идеология

15. Актуальный политический пейзаж и задачи Партии нового типа

16. Большой проект страны — новая Конституция

17. Большой проект как чертеж страны

18. Прогнозы перехода к постлиберальной России

19. Тактика и стратегия Партии нового типа

20. Список базовой литературы.

В этом издании многие важные вопросы, которые мы будем уточнять, уже были рассмотрены, поэтому актуально прочитать наши предыдущие работы и курсы.

Мы прошли большой цикл осмысления, проектирования, организационно политического строительства настоящей оппозиции, который оформился в книгу: «Партия нового типа. Настольная научно-учебная книга партийного строителя». Партия нового типа — это не партия, это оболочечная структура, скорее движение, фронтовая структура, скобка для объединения. А объединяться имеет смысл не вокруг персон и подставных фальшивых политфилёров, а вокруг идеологии, идеалов, идеи, проекта, платформы, программы и плана.

У нас есть профессиональная политическая программа — Программа Сулакшина. Пока её носители не обладают всей полнотой власти — это программа оппозиции. Когда мы будем обладать всей полнотой власти — этот документ ляжет в основу государственного строительства, управления и развития общественных отношений в стране. В этом труде спрессован, сконцентрирован гигантский объем работ, отчетов, исследований, моделей, прогнозов, которые и позволяют на строгой научной базе — теоретической, методологической и методической базе — создать такой профессиональный и ответственный документ.

В Программе Сулакшина: «Настоящий социализм. Новая стратегия успешной России» за каждым словом пирамидальная смысловая и содержательная, активно-деятельностная развертка. В ней нет политтехнологических, политпсихологических, манипулятивных трюков. А как отличить одно от другого — будет рассказано в ходе наших занятий.

Я надеюсь, что пробудил интерес к теме: «Политическая программа — что это?».

Есть по-своему «сакральная» для нашего курса буква «П». Слово Политика на эту букву, а еще: Платформа, Проект, План, Программа, Прогноз. Все на букву «П», и все в контексте и предвыборной политической борьбы за власть, и победительного обретения власти, и постоянного управления государством, и государственного строительства и развития общественных отношений. Вот и возникают вопросы.

Почему все эти атрибуты ответственного и настоящего, а в итоге успешного государственного управления, должны быть обязательно? Чем отличается платформа от программы, почему говорят — предвыборная платформа, а кто-то говорит — предвыборная программа, а третий вообще не видит разницы.

Почему путинская программа «Стратегия 2020», якобы планирующий и программирующий государственное управление документ, представляет собой полуграмотное эссе. Что не случайно после того, как путинизм опустил планку профессиональной требовательности к государственному управлению на нижеплинтусный уровень. Знаете, что по этой программе Путин строит в нашей стране? Постиндустриальную экономику! Post industrial — это то, что после промышленной стадии. Или нам промышленность не нужна? По Путину нет, не нужна, поэтому заводы закрываются, разрушаются, громятся, распродаются под слом. А что вместо этого? Импорт, сырьевая колония, десуверенизация, снижение эффективности национальной экономики, уязвимость к кризисам — вот такой постиндустриализм строит в нашей стране этот режим!

Наконец-то стали догадываться: страна-то вымирает, все глубже погружается в международную изоляцию, ВВП никак не растёт, инфляция всё равно реально двузначная, расслоение такое, что народ готовится идти на баррикады. Что-то, говорит путинизм, не так, а ну-ка давайте мы поиграем в игру, которая называется национальные проекты. Когда-то для Медведева, когда его вытаскивали из «помощников нотариуса» и готовили в премьеры и президенты, придумали национальные проекты. Кто-нибудь о них сейчас помнит? Я напомню: приоритетный национальный проект «Здоровье», приоритетный национальный проект «Образование», приоритетный национальный проект «Жильё», демографический национальный проект — и что? И какие достигнуты результаты по этим проектам? Никто не отчитался, да никто и не спросил, о них просто забыли. А стоило бы напомнить о деградации именно по этим направлениям.

И вот опять появились национальные проекты, причем в Указах Президента сначала декларируются национальные проекты, а затем Правительству поручается провести их разработку, изыскать средства на них. То есть когда номинируется управленческий проект ничего еще не просчитано, никакие деньги не изысканы — и это управление? Это беспомощность, а не управление, поэтому не удивительно, что подобным образом управляемая страна деградирует на глазах.

Поэтому и вопрос профессионального государственного управления, профессиональной политической оппозиции тоже тесно связан с буквой «П»: платформа, проект, программа, план, прогноз.

Центральным пространством, оболочкой для этого разговора служат слова «государственное управление». Что такое управление? Управление — это взаимодействие субъекта и объекта путем воздействия субъекта на объект. В государственном управлении объектом, кроме материальных неодушевленных активов, фондов и ресурсов разного рода, является народ. В нормальном государстве народ — объект заботы, целеуказания показателей здоровья, демографических успехов, счастья, благополучия, рабочих мест, уровня оплаты труда, психологического комфорта и т. д. В путинском государстве народ просто объект, с которым не считаются, о который вытирают ноги, вымаривают и устраивают для него практически геноцид.

Но народ все-таки не только объект, он и субъект, со своими интересами, своими детишками, ожиданиями, вожделениями, проблемами, заботами. И весь этот проблемный перечень должен транслироваться в начальную точку государственного управления — по адресу субъекта госуправления.

Формула: субъект управления — властвующая группировка, объект управления — страна — материальные неодушевленные активы, ресурсы и фонды — становится сложнее. В случае, когда народ субъект, появляется обратная связь. Обратная связь — это отношение народа к деятельности власти и полученным ею результатам, это артикуляция своих надобностей, желаний, потребностей, вожделений, требований, это донесение их до власти и это их внедрение в механизмы разработки, принятия решений и реализация решений. Это схема полного цикла проектирования и реализации государственного управления. Когда кто-то пытается её упростить — по принципу не жалко народишка, он не вписался в рынок, бабы новых нарожают, нам бы с нашими схемками-темками разобраться по поводу задачи перекачки бюджета своей родне, соратникам по спортзалу и т. д. — тогда с неизбежностью возникают угрозы развитию страны, бессмысленного и беспощадного бунта, краха страны. Мы пережили подобный крах нашей Родины — Советского Союза — и понимаем, какой кровью и разрушениями это сопровождается.

Так вот, когда путинизм и вся его искусственная политфилёрская оппозиция, и та, что вроде сама собой бродит в политическом пространстве России, чураются всех этих сложных вопросов, квалификацию по которым мы считаем обязательной, страна закономерно катится к краху. Путинизм даже не понимает, что выращивая политфилеров, фальшивые подставные организации и якобы оппозиционных лидеров, копает себе могилу. Слабаки! Если бы это были сильные люди, сильный режим, сильная политика, то они бы не боялись настоящей оппозиции. Они бы её не гнобили, рот ей не заклеивали, они бы наоборот со вниманием её выслушивали, брали бы всё полезное и эффективное. Они бы внедрили её во власть в режиме рекомендаций, консультаций, совещательного голоса. То, о чём я сейчас сказал, подробно выписано в проекте нашей Конституции, потому что мы будем строить сильную, умную, порядочную, квалифицированную власть, которая не боится дискуссий и дебатов, от которых Путин бегает. А, наоборот, будет заинтересована в них, потому что сильна, порядочна, профессиональна и квалифицирована и знает, что поэтому победит. Такую страну мы собираемся строить по нашей программе.

Далее, после сегодняшнего вводного, структурного, общетеоретического разговора начнётся предметная работа над страницами Программы Сулакшина.

Итак, политическая программа обязательна и в предвыборной борьбе за власть, и в реализации власти после её обретения. А что же такое тогда платформа? И в чём разница?


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

Настоящая политическая программа состоит из обязательных структурных элементов. Первый исходный и обязательный — это ценности, идейная база: за что вы по самому большому счету, против чего вы по столь же большому счёту, что для вас добро, а что зло. Вопросы не тривиальные, абсолютно не простые. Если человек в них не разобрался для себя, то всю остальную структурную цепочку: и платформу, и программу, и проект, и план он подвешивает воздухе. Мы при разборе конкретных политических программ с такими болтающимися в воздухе программами познакомимся.

Что такое ценность? Тоже непростой вопрос. Уж точно не ценник. Для человека ценность — это мотиватор, который формирует его внутренний мир, его мировоззрение: что для него праведно, что неправедно, что для него добро, что для него зло. Откуда это все берется? Из совершенно фундаментальной проблемы выбора. Быть человеком истинным или быть не человеком — а животным, ибо у человека и животного можно обнаружить три общих мотиватора. Голод, размножение и безопасность. Но человек же не животное, есть еще 12 мотиваторов, которые отличают человека от животного. Например, самопожертвование, социальность, труд, стремление к идеалу, любовь, творчество, альтруизм. Ценности — мотиваторы инициируют, во-первых, появление в сознании человека представлений и отношения к миру, о которых знает только он. Это мировоззрение. Во-вторых, ценности-мотиваторы инициируют интенции, намерения человека становиться либо человеком истинным, либо животным; либо — хуже того — античеловеком, то есть негодяем, растлителем, фашистом, паразитом, мучителем.

И третье, на что мотивируют ценности — мотиваторы. это реальное действие человека. Мировоззрение, намерение это вещи, скрытые внутри человеческой души, в его мозгу. А вот действия человека эти скрытые интенции материализуют. Собственно, сам факт существования человека в мире — это его действия, его проявления. Человек родился и сразу заявляет о себе криком, он требует пищи, он уже действует. Действует всегда под влиянием ценностей мотиваторов, я часть из них перечислил, а всего их 15. Вы спросите, почему именно 15? Есть такое понятие необходимого и достаточного: когда всерьез разбираешься с ценностями мотиваторами, то анализ показывает, что включать другие не надо, потому что все новые оказываются соподчиненными одному из 15 ценностей — мотиваторов. А исключать нельзя, потому что каждый из них необходим. Есть понятие и сущностных признаков. Сущность — это определенная идентичность части материального мира, мироздания. Человек — это тоже определенная сущность, идентичность части мироздания. Вот человек настоящий, категориальный, по сути. А вот нечеловек, «зверь» — как говорят про убийцу, насильника, растлителя, ростовщика, а вот человек-чудовище, античеловек.

Так вот человек истинный, сущностный это тогда, когда он целеполагает исходя из 12 истинно человеческих ценностей мотиваторов.

Итак, любое проектирование, планирование, программирование, публичное обещание, обязательство на выборах ли, в государственном ли планировании и государственном управлении начинается с обозначения ценностей. Далее идёт институт цели, который можно объединять с ценностями и получать ценностные цели. Если вы берете обязательства и даёте обещания на выборах своим избирателям, то обязательно должны указывать эти цели и ценности. При этом не путать их со средствами достижения целей, не путать их с проблемами, которые торпедируют достижение этих целей, с задачами, которые всего лишь постановка вопросов о том, как преодолеть проблему — препятствие на пути достижения цели.

Повторю ещё раз: ценностное целеполагание должно быть обязательно! Оно исходно! Когда для методического опыта мы с вами будем разбирать программы Зюганова, Грудинина, Навального и других, то обязательно будем применять этот методологический угол зрения для того, чтобы вместе увидеть, где в этих программах дырки, где пересортица, где фарисейство, лукавство, обман, где просто безграмотность. Полезные и достаточно кондиционные примеры тоже конечно будут.

Итак, мы указали ценностные мотивационные цели, а дальше, как люди ответственные, должны сказать, что знаем причины, по которым эти цели не реализованы сегодня и воздействуя на которые мы сможем эти цели достичь. В программе, проекте, платформе таким образом появляется следующий обязательный элемент — проблемная повестка как перечень причин, по которым будет осуществлено управленческое воздействие.


ПРОБЛЕМНАЯ ПОВЕСТКА

В нашем случае проблемная повестка сформулирована и я рекомендую на нашем сайте6 в меню «Библиотека» найти работу «Проблемная повестка современной России». В ней описаны семьдесят два направления государственного строительства и развития общественных отношений, в каждом из них по несколько — от 3 до 5 целей. А это уже 72 направления по 5 целей — 360 целей, которые торпедируют несколько причин-проблем. Пусть их будет в среднем по 3, тогда это дает уже более 1000 проблем-причин. А для каждой из них серьезный политик выдвигает несколько решений, пусть в среднем по 5 решений. Хотя для государственной экономической политики в нашем оппозиционном плане действий 162 решения, но пусть для ясности будет по 5 решений. В итоге получаем 5400 планируемых, программируемых, проектируемых управленческих действий. Такова сложность реального подхода. И о чем тогда упомянутые 10 шагов Зюганова? Правильно, ни о чем.

После формирования управленческой повестки делается проблемно-управленческая декомпозиция, которая позволяет сформулировать задачи, то есть поставить вопросы как преодолеть выявленные причины-проблемы, чтобы цель была реализована. И вместо хотелок и вопросов: «А как же решать эту проблему?» мы должны выйти с предлагаемыми решениями всех этих задач. Если вы обещаете и всерьёз берёте обязательства перед людьми и страной и не собираетесь кривить душой.

А что такое решение задач? Это пути преобразований, адресация воздействий, способы воздействия, это ресурсные накопления и распределение их во времени — вот что означает блок решений. Здесь возникают сетевые графики, возникает целый новый правовой институт, который мы изобрели и внедрили в проект Конституции, а именно гарантии прав и свобод человека, в том числе гарантии по исполнению обязательств правящей политической группировкой перед избирателями и перед страной. Что такое государственные гарантии? Это располагание полномочиями, то есть мандатом на необходимые действия, и необходимыми для действия ресурсами. Если нет того и другого, то это никакие не гарантии, а безответственность и болтовня. Напоминаю, что все это блок решений.

Распределение решений во времени, установление перекрёстных связей, взаимозависимостей — называется сетевым графиком реализации программы.

Почему звучит такая разноголосица в терминах: платформа, проект, программа, план, прогноз? Платформа — это, как правило, самое общее описание ваших исходных позиций. Почему о предвыборной платформе часто говорят на выборах? Потому что именно в неё прежде всего упаковывается общее описание, а именно, ваши ценности, цели и общие представления о путях и средствах их достижения. Детальное представление таких путей и средств для индивидуальных претендентов, например, кандидатов в депутаты, труднодостижимо. Над нашей Программой, проектом Конституции, законопроектами, доктринами, которые в целом составляют нашу программу, проект строительства страны, наш план, — работали сотни человек много лет. В работе7 опубликована история наших работ, из которой видно, какой колоссальный труд для этого необходим. Поэтому один человек, пусть даже такие известные герои как Зюганов, Грудинин, Навальный, Платошкин, Собчак, — любой человек в одиночку ничего не сделает.

Итак, платформа это обобщенный взгляд, который, тем не менее, должен показывать вашу профессиональную готовность и квалификацию. Если нет представления о том, о чем я рассказываю, значит всё остальное обман, трюки, разрыв между публичными обещалками и хотелками, желалками и теми внутренними целями и мотивациями, которые на самом деле движут человеком.

В путинизме, у самого Путина этот разрыв за 20 лет реконструируется совершенно отчетливо. Провозглашаемые открыто цели не системны, они не обеспечены никакими гарантиями их достижения, о таком никогда и речи нет; никаких серьезных программных разработок по их достижению не ведётся; за их реализацию или не реализацию никто не спрашивает. В путинизме не работает обратная связь — для них народишко это объект, о который можно вытирать ноги.

Ценности, цели, ваша идейная платформа — это первые шаги на пути политической борьбы по обретению власти. Но ведь платформа не исчезает и не растворяется при обретения власти. Во-первых, политическая оппозиция может быть достаточно мощной, иметь ресурсы для найма профессионалов, создания институтов для разработки необходимых документов, например, таких, как у нас. Я вправе раскрыть, что делал такое предложение Зюганову, и напомню, что он распоряжается более чем миллиардом рублей каждый год. Создать профессиональный институт по образу и подобию того, который мы смакетировали и реализовали, ему ничего не стоило. Но это ему оказалось не нужным, головы на наше предложение не повернул Геннадий Андреевич.

У Единой России денег еще больше, но там другая проблема — это вообще не партия, это административный отросток от президентуры, у которой кондиции, целеполагания, принципы и практика совершенно не предполагают наличия самостоятельной партийной программы с обязательствами и ответственностью перед людьми. Уровень профессиональности и компетентности этого режима не выдерживает никакой критики.

Тем не менее, принципиально такие возможности есть. Потратить деньги для того, чтобы оппозиция была профессионально состоятельной, даже в нашей стране возможно. Мне задают в письмах вопрос: «А вы могли бы собрать интеллектуалов-экспертов, ученых, проектировщиков и организовать такую разработку?». Во-первых, она уже была организована и работа сделана, а во-вторых, да, конечно, могли бы. И люди есть, и школа есть, и молодежь есть, которая с воодушевлением в эту работу включилась бы, но чего не хватает? Ресурсов для оплаты этой очень непростой работы, чтобы двигаться вперед на том же уровне, который мы задали для нашей настоящей оппозиции сегодня.

Умные люди во власти есть, они не могут не понимать, что путинизм неизбежно рухнет. Что придет другая идеология, другой конструкт страны, придут другие люди. Они возможно сядут в ваши кресла, так может быть уже пора сообразить и найти возможность помочь и обеспечить эту нашу открытую, законную, мирную оппозиционную программу и платформу? А мы люди слова, мы готовы, взяв на себя обязательства, их исполнить.

Предвыборная платформа, пока не говорю о программе, это ещё самая общая оболочка, первым указом при обретении власти она должна превращаться в программу государственного строительства и развития общественных отношений. А программа включает в себя проект.


ПРОЕКТ

Что такое проект? Это описание конечного продукта. Например, проект 628, цифра условная — это военное или гражданское судно, которое будет строить судостроитель. Лунный проект, проект многоэтажного здания и т. д. Проект и чертеж — категории взаимоувязанные. Что такое чертеж? Это изображение, это виды слева, сверху, фронтальные, это изометрия, это сечения, это допуски, это описание комплектации и так далее — люди, технически грамотные, понимают, что такое проект и чертёж. У государства, у управляющего такой проект и чертеж должен быть. У нас он есть, есть цифры, пропорции, конкретные параметры — предмет политического, государственного управленческого выбора — от которых будет зависеть успешность всей страны в целом.

Программа целеполагания столь сложной страны. Тут тебе и разнородные регионы, и разнородное население (молодые и пожилые, селяне и горожане, богатые и бедные, мужчины и женщины, курящие и некурящие). Все во взаимодействии, в конфликте интересов и как же все это обобщить в единую для страны цель — успешность? Не простой и не праздный вопрос, но мы дали на него ответ.

Есть формулы, есть модель, есть методика, которая позволяет сгруппировать все чаяния, все законные интересы всех законных групп интересов в единый целевой показатель — успешность страны. Это в наших руках, это в нашей Программе. Без такого чертежа, без количественных параметров конечного продукта объекта строительства — государства, общественных отношений, в том числе народа, его здоровья, образованности, продолжительности жизни, коэффициента счастья и так далее — государственная программа развития невозможна.

И, наконец, план.


ПЛАН

В советское время была такая жесткая формула: план — закон! Если кто-то его не исполнял — летела либо голова, либо человек из кресла. Таких примеров времен путинизма найти невозможно, несмотря на то, что практически ни одно (кроме может быть мегаприхотей типа олимпиад, газовых труб и т. п.) целеполагание не выполнялось. Вот появилась информация о том, что молочная продукция в стране на десятки процентов — фальсификат, 100% тушенки — фальсификат. Травят народ, народ вымирает, а кто-нибудь ответил за это? Нет.

Итак, план — закон. Но план должен быть обоснованным в том контексте, о котором я рассказал, и развернут во времени: календарный план, ответственные, ресурсы, механизмы контроля, механизмы коррекции. Для этого мы изобрели новый тип государственного управленческого документа, который называется доктриной, и в которой сочетаются три функции в одном. Ценностные манифестации, обязательность нормативно-правового уровня и государственно управленческая атрибутика. Помните, субъект-объект, воздействие, обратная связь, коррекция — цикл проектирования государственного управления в реализации целеполагания, целекоррекция, целедостижение — вот то, что называется простеньким словом план.

И завершая поход по букве «П» — о прогнозе.


ПРОГНОЗ

Государственное управление проектируется, последствия выбираемых государственных управленческих решений в сложнейшей системе в условиях неконтролируемых факторов или не определенных факторов — это вопрос вариативного или сценарного проектирования или прогнозирования. Разные методологи используют разные обозначения. Что это означает в нашем подходе? Это означает, что интеллектуальные усилители власти, научный экспертный институт должен иметь математические модели, в том числе, не только детерминированные, но и стохастические, регрессионные, компаративные. Должен иметь инструменты квантификации слабо формализуемых показателей социального развития. Такие математические модели должны применяться для верифицирования, то есть проверки проектов государственно управленческих решений на последствия от их реализации.

В модель, описывающую страну, заводим проектируемое государственно-управленческое решение и смотрим каковы будут последствия, достигают ли они с должным уровнем надежности поставленные цели или вызывают побочные негативные эффекты и цели не достигаются. Не на людях, не на стране экспериментировать надо, а строить модели, как способ прогнозирования вероятных последствий проектируемых государством управленческих решений.

Можно ли найти в путинизме такую практику? Как говорят, не смешите наши тапочки. За что бы они не взялись, какую бы программу не объявили — везде «успехи». Вот совершенно классический пример. Создали федеральную программу инноватизации производственной продукции, и с этого момента доля инноватизированных производств и инновационных продуктов последовательно стала падать. Такой пример не единичный, такие примеры идут один за одним. Объявляет Путин демографическую политику, материнский капитал, а население начинает вымирать. Путин объявляет прорыв в пятерку экономически развитых стран мира, а темпы роста ВВП позорнейшие — 1% с сфальсифицированным хвостиком; догнать мир, у которого от трех до четырех процентов ежегодный рост ВВП, абсолютно невозможно, а Путину хоть бы что, в хоккей играется. Страна же вылетела из 10-ки стран мира по уровню ВВП.

Поэтому политическая программа это прежде всего тест на квалификацию, профессиональность, дееспособность и порядочность политического лидера, группировки, правящего режима, власти. Если того, о чём я рассказал — платформа, проект, программа, план, государственное управление, развитие, ценности, целеполагание, проблемная повестка, постановка задач, выбор решений, сетевые графики реализации, понимание и уважение к народу разницы между объектностью и субъектностью народа — нет, то избавляться от таких лидеров, обещальщиков и героев. И именно это предстоит сделать, освобождая страну от путинизма и Путина, как проваливших свою ответственность перед государством и страной. А дальше обеспечить переход страны к её оздоровлению, восстановлению и развитию по всем правилам ответственного, профессионального, состоятельного государственного управления.



Из новой книги «Политическая программа оппозиции путинизму. Университет оппозиции».

Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора